Родной Alma Mater посвящается. Или очерк об учебе врача.

Хочу поделиться относительно недавними воспоминаниями о замечательном учебном заведении под названием Днепропетровская Медицинская Академия, возможно, кого-то это натолкнет на собственные воспоминания об учебе, кого-то просто ознакомит что происходит за его стенами, ведь формат обучения в медакадемии далеко отличается от остальных ВУЗов. Это не будет пост сентиментальных размышлений на тему «как мы гуляли в студенчестве», просто поделюсь некоторыми наблюдениями и размышлениями, которые обычно упускаются при описании обучения докторов.

Оставив за плечами 6 лет обучения в медицинской академии, многие вопросы для меня так и остались без ответов. Например, конкурс. 6 — 10 человек на место.  Чертовски удивительно. Люди, по нескольку лет подряд поступающие в заветный ВУЗ.  Это при том, что на каждом углу,  сайте,  ресурсе тема врачебных зарплат и ущемлений более чем наглядно продемонстрирована. Да и любой человек, посетивший государственную поликлинику в самое ажиотажное время, вряд ли пожелает своему ребенку такую судьбу.  Где логика? спросила я себя, и подала уже во второй раз документы на поступление. Подала и решила, что потом разберусь в этом вопросе.» Наверняка, не все так плохо, не может быть у врача зарплата в 2 тысячи, не зря же такой конкурс, наверняка они что-то знают…» Подумала я, и еще 6 человек на  бюджетное место…

Дальше, абитуриент, который уже преодолел самый сложный, как ему кажется этап, гордо именуется студентом. На этом этапе все радужно и оптимистично. Посвящение в студенты, сэлфи в белых халатах, чувствуешь, что тебя прямо в братство приняли. Братство кольца   шприца. (в котором наверняка раскроется тайна конкурса на поступление, ага). Вся сказка разбивается о суровую реальность на следующий же день. Первокурсники, похожие на утят, пытаются разобраться в расписании и мигрируют между корпусами. Им предстоит ездить из корпуса в корпус на трамваях, научится складывать халат так, чтоб он не выглядел как из … кулька скажем, и познать все тонкости отработок. Буквально с первых дней обучения студенты знакомятся со страшным чудищем «ЭНБЭ». Те, кто закончил училище перед этим, уже частично с ним знакомы, кто пришел после школы, пока не осознают всё коварство этого явления. Энбэ питается временем, нервами, рефератами, в т.ч. написанными от руки (да, в 21 веке это практикуется, что-то среднее между наказанием и самоутверждением преподавателя) и деньгами. Я , по крайней мере, еще застала время, когда пропущенное без уважительной причины занятие, нужно было оплатить в банке, взять квитанцию, в деканате обменять квитанцию на допуск, допуск обменять на отработку Н/Б. До 6-го курса это чудовище уже перестаёт пугать студентов, каждый вырабатывает свою тактику в отношении него, исходя из соотношения риска/пользы. К слову, до заветного 6-го курса доходят далеко не все… На пути студентов ждет много разных испытаний, в том числе и психологических.

Но, несмотря на все новые трудности, студент уже все-таки Медик! Он погружается в мир анатомии, биологии и латинского языка, которые разбавлены разнообразными гуманитарными дисциплинами. Здесь и лекции в аудитории в виде амфитеатра, и практические занятия с высушенными частями тела, и книги из настоящей (!) библиотеки. К слову, морфологический корпус всегда ассоциировался у меня с Хогвартсом: коридоры с портретами, лестница, ведущая в библиотеку под самой крышей и люди в белых мантиях. Здесь на лекции, профессор мог превратиться в  изображать матку, расставив руки в сторону в виде фаллопиевых труб с фибриями, и сперматозоид, к ней подплывающий. Романтика…) До первого модуля. До первого КРОКа. Фото0662

«От сессии до сессии живут студенты весело!» — так вот эта пословица к медицинской академии не имеет никакого отношения. Студенты-медики постоянно в напряге. Вот потому что кредитно-модульная система подразумевает постоянный напряг. Хотя вроде бы во всех ВУЗах система одна и та же, но медикам постоянно надо учить, семинары сменяются отработками, модулями и пересдачами. Очень много теории, мегабайты информации вкладываются в мозг, а потом с тяжелейшими потугами от туда извлекаются, и очень мало свободного времени. Первые 3 курса самые тяжелые, на мой взгляд. Но постепенно к такому ритму привыкаешь, вырабатывается здоровый пофигизм, умение выделить самое важное и сосредоточиться на нем. Остальное можно решить, путей много. По поводу «решений» кстати бытует мнение, что без взяток учиться нельзя. Я не согласна, это дело добровольное, по крайней мере, в ситуации, где вопрос решался только таким путем я не попадала, особо стойкие студенты всегда могут выучить и сдать, пусть с 10-ой попытки, опять же вопрос времени, для некоторых время стоит денег, для некоторых — принцип дороже.  Я считаю, что помимо медицинских знаний, этот ВУЗ дал нам кое-что большее, это гибкость. Часто нас ставили в очень сложные, неудобные позы  ситуации, и деканат порой играл не на нашей стороне, вот тут приходилось выбираться самостоятельно — и где-то убрать свои принципы и искать подходы к преподавателям, где-то наоборот, проявить стойкость и стоять до последнего, а где-то поберечь нервы и забить, прикинуться «шлангом». Сейчас я понимаю, что эта гибкость  пригождается в условиях современного здравозахоронения, ведь человека, который прошел все этапы обучения эта система уже не сломает…  А еще в медакадемии меня научили заклеивать окна при помощи мыла и простыней. Шутка ли.

 

Преодолев рубеж 3-го курса, учиться становится интереснее и немного легче. Появляются настоящие медицинские предметы, студенты гордо одевают стетоскопы и идут в клинику. Клиники бывают самые разные. Подвалы, коморки, столовые для больных, ординаторские, учебные комнаты — мы прошли их все. Где только не обучаются доктора. Поразительно, но в нашем ВУЗе  современные технологии обучения порой граничат с абсурдом в организации этого процесса. Современные манекены и муляжи соревнуются с хэнд-мэйд маткой с плацентой из занавески. Так, например, на  многих клинических кафедрах нужно выбирать 1 дежурного. Но в обязанности дежурного не входит мыть доску или называть отсутствующих, он должен сидеть целый день в раздевалке и охранять куртки и личные вещи остальных коллег. Да,  21 век, современные технологии, генная инженерия, 3Д принтер , изобретение замка и ключей, в конце концов… Но нет, взрослый человек, встал в 6 утра, добрался через весь город , возможно даже подготовился к занятию, но о, счастливчик,  теперь проведет время с пользой. И с чужими куртками. Зачастую в холодном подвальном помещении.

090220121412
суровое январское дежурство

Вообще, в больницах отношение к студентам неоднозначное, чаще всего не строит их только ленивый. Любая санитарка, как низшее звено пищевой цепочки медицинской субординации, испытает воодушевление, если увидит кого-то без сменки, или сумку на подоконнике, или, не дай бог!, выходящим из туалета для сотрудников, и с удовольствием самоутвердится за их счёт. Работницы гардероба одним взглядом определят в тебе не просто посетителя и вежливо скажут «Мы куртки студентов не принимаем. У вас своя раздевалка!» Ах да, конечно, в подвале. В туалет, кстати, не везде так просто взять и сходить, для студентов еще и не все предназначены. Иногда с кафедры на 9-ом этаже приходилось спускаться на нулевой (ну на тот, где раздевалка).

IMG_20170117_091000
мило, если учесть, что это 1-ый этаж)

Конечно, по большому счёту всё это мелочи, может где-то я утрирую или уделяю внимание больше чем оно того заслуживает, но это тоже накладывает свой отпечаток на общее впечатление. Зачастую условия отработок даже по уважительной причине убивают. Иногда проще доползти в предсмертном состоянии до занятия, чем потом отработать. Пролежав месяц на сохранении во время беременности, я имела возможность во всю этим насладиться — 3 зимних месяца, по сугробам и гололёду, в темноте, с довольно круглым животом, я каждую среду возвращалась из инфекционной больницы… и никаких нескольких тем за раз, положено по 1 теме, значит по одной.

Спасают все положение вещей только Настоящие преподаватели. Их немного, сразу скажу, но именно эти люди, которые преданы Своему делу и искренне любят его, помогают студентам не разочароваться, не выгореть. Это может быть опытный профессор и начинающий преподаватель, их объединяет одно — им не всё равно. Даже если по началу кажется, что их цель просто цинично завалить, со временем понимаешь, что именно сейчас ты учишься у этого человека, и в какой-то момент начинаешь уважать его, за то что заставил выучить, понять, не махнул на тебя рукой . Они запоминаются, их слова мы цитируем, к ним мы обращаемся за советом и личной помощью. На них мы в глубине души хотим быть похожими, быть профессионалами, как бы пафосно это не звучало. Очень хочется, чтоб такие Учителя оставались и далее, чтоб система тестов и модулей их не ломала.

Пост получился большим, но вмещает лишь малую часть всех подводных камней учебы в медицинской академии. Может кто-то со мной не согласен, может прочтёт кто-то, кто решил связать свою жизнь с медициной и задумается  нужно ли это ему, ведь ответ на первоначальный вопрос я так и не получила. Реальность такова, что врачу и после учебы надо вертеться, чтоб достойно жить,  так же само продолжать прогибаться и проявлять стойкость, любить своих пациентов и свою работу, потому что без этого всё превратится просто в механический труд. Так ради чего все это? ради чего мы прошли этот конкурс из 6 человек на место? Хочется назвать это призванием, по крайней мере тогда этот образ жизни  приобретает смысл. а ничего другого я все равно уже не умею)

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s